Новости  Акты  Бланки  Договор  Документы  Правила сайта  Контакты
 Топ 10 сегодня Топ 10 сегодня 
  
28.11.2015

Список произведений абая кунанбаева

Научно-практические конференции ученых и студентов. Авторские и коллективные монографии. URL: дата обращения: 20. КУНАНБАЕВА О ПРИНЦИПИАЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ ДУХОВНОСТИ Рысымбетова Диана Армановна студент 3 курса, группа ТОРО-311, ПНГК, Республика Казахстан, г. Павлодар E- mail : princessdiana bk. Павлодар У казахских просветителей, у всего казахского народа в истории культуры значимое место занял великий писатель, мыслитель-демократ, композитор — Абай Кунанбаев 1845—1904. Поэмы, философские прозы, слова назидания, переводы и песни — все это его творческое наследие. Абай — основоположник реалистической письменной казахской литературы. Благодаря своему таланту, глубине мысли и состраданию к своему народу прославился великий Абай Кунанбаев. Его важнейшее произведение философского характера — «Слова назидания». Он размышлял над проблемой человека, который на Востоке и есть главный философский вопрос, развивал учение о нравственных качествах, выдвигал гуманистические принципы нравственного совершенствования, полагая, что без духовного роста человека любая деятельность в этом мире теряет свой смысл. Мировоззрение Абая многогранно и сложно. Но, на наш взгляд, у Абая Кунанбаева наиболее очевидна близость к деизму. Например, в сорок третям слове назидания он пишет «слушая ушами, видя глазами, прикасаясь руками, пробуя на язык, вдыхая носом, человек получает представление о внешнем мире». Но и параллельно с этим в тридцать восьмом назидательном слове пишет, что Аллах сотворил животных, людей, машины и даже фабрики. С одной стороны, он считает, что окружающий мир существует объективно, независимо от сознания человека, а с другой, что все в мире сотворил Аллах. Он превосходно понимал полную несостоятельность и реакционную сущность религии. Отношения Абая к религии послужили для писателя несколько стихотворений, где отчетливо проявлены ирония и сарказм по отношению к формализму и фальши в вероисповедании, к фигурам ханжествующих священнослужителей. Это такие стихотворения, как «Абралыға», «Көзiнен басқа ойы жоқ». Глубокая боль за судьбу женщины-казашки в условиях неправильно воспринятого казахами шариата выражена в поэтическом шедевре «Қара қатынға». Абай, прекрасно знавший Коран, историю ислама, культовую специфику и содержательность ритуала, не мог не откликнуться, когда видел примеры грубого невежества и фанатизма аульных мулл. Так, в стихотворении «Абралыға» поэт иронически восклицает: «Мен жасымнан көп көрдiм Мұсылманды, кәпiрдi Абралыдай көрмедiм Намаз бiлмес пақырды. Кира әтiн, оқытып Көрiп едiм, шатылды. Почти в каждом втором стихотворении поэта мы находим такие слова, как «құдай», «тәңiр», «алла», то есть традиционные имена бога. Функциональность подобной лексики, ее смысловая нагрузка свидетельствуют о нарастании в творчестве поэта тенденций мировоззренческого характера. Абай, получивший религиозное воспитание и образование, учитывал идею сотворения богом мироздания. Человек должен в этой космической «песчинке — на земле» найти свое место, найти себя и быть самим. Он пишет: «В душу вглядись глубже, сам собою побудь: Я для тебя загадка, я и мой путь! Знай, потомок, дорогу я тебе открывал. Против тысяч сражался, не обессудь! Познай себя — и ты обретешь Истину! Данный постулат исходит прежде всего из религиозной философии. Цель науки, считает Абай, сводится к постижению истины, к способности отличать полезное от вредного, наука должна «очеловечивать человека», учить тому, чтобы человек мог осознавать свои поступки и меру ответственности за. Он не только освоил творчество своего народа, но и классическое наследие Востока, России и Европы. Весь свой огромный талант и опыт он отдал священному делу борьбы с невежеством народа, с его экономической и духовной отсталостью. В стихах он пишет: «Эпохи мрачной молодежь. У ней согласья не найдешь: За пазухою держит камень И друг на друга точит нож. Не зная удержу, живут И честь, и совесть продают. Абай убежден, что нравственность человека не зависит от природы, она связана с воспитанием. В «Словах назидания» он неоднократно подчеркивает эту мысль, а в стихах пишет: «Чтоб человеком ты был, Ты пятерых побори: Злословье, ложь, хвастовство, Безделье и мотовство — Вот пять врагов твоих, знай. Последний интенсивный период творчества Абая связан со смертью Абдрахмана. Кончине сына поэт посвятил большой цикл произведений. Пространство стихотворения, песни, жоктау — это особый эстетический мир, где измученная душа художника получает возможность вновь встретиться с гармонией. За многие века народная мудрость выработала жанры из устности, где запечатлелись ритмы представлений о вечности, связи жизни и смерти. Выходя на уровень высоких эпических ритмов, Абай инстинктивно ищет спасения для своей отчаявшейся души. Народный голос, живущий в метафорах, олицетворениях, изустных форм многовековой мудрости, утешает и поднимает душу поэта на высоту сознания мужества и спокойствия. Почти в каждом стихотворении, жоктау, посвященном кончине сына, звучат ноты призыва к мужеству, смирению. В согласии с традицией эпоса и жоктау Абай воспевает идеализирует образ сына как батыра, поэта, юноши с ангельской душой. В этих произведениях навечно запечатлевается портрет Абдрахмана, тем самым одерживается победа над тленом, смертью. Некоторые из них небольшие, всего несколько строк, другие крупные, напоминающие толгау «Абдрах-манның әйелi Мағышка Абайдың айтқан жұбатуы», «Абдрахманның әйелi Мағышка шығарып берген жоқтау». Очевидно, что актуальнейшая для Абая проблема всей его жизни — поиск смысла существования находит дальнейшее развитие. Вполне логичным и естественным здесь выглядит обращение к идее божественной воли: «Бермеген құлға, қайтесiң Жұлынарлық ерiктi, Ажал тура келген соң, Шыдатпайды берiктi. Ғарiптiкке көз жеттi, Алғаннан соң серiктi. Охватывая поэтическим взором масштабное историческое пространство от Александра Македонского до современности, до дня своей скорби и плача, Абай воспринимает череду событий как непрерывный уход в небытие множества поколений людей, никто не избежал смерти, ни гений, ни раб. Поэт свидетельствует: пучина времени поглотила и его отца, паломника, совершившего хадж в Мекку и Медину, этот закон действовал, действует — так будет и впредь, ничто не сможет поколебать абсолютную волю Аллаха, так не лучше ли исполниться мужества и отрешиться от безысходной тоски. Поэт усматривает предопределяющую волю Аллаха не только в превратностях судьбы отдельного человека, но и в направленности истории всего человечества. Таким образом, тема судьбы отдельной личности, глобальной истории всего человечества идея абсолютной космической обусловленности всех событий мира оказываются взаимосвязанными, психологически окрашенными в тона переживаний и личных откровений человека. Трагическим эпическим плачем звучит жоктау Магиш, созданый Абаем. Ритуальный жоктау, семантически связанный с полем смыслов национальных погребальных обрядов, жанров, обусловленных ими, возвышает оплакиваемого, воспевает как славного героя, любимца народа, голос молитвенно взлетает к небу, взывая к высшей воле, покоряясь ему и упрекая его: «Кез келтiрдi, құдайым, Құтылмас маған дараны. Қалқамды алып, құдайым, Басыма салдың қараны, Өзi түгiл көрмедiм, Iзi жоқ басқан табаны. Можно констатировать: великие смотрят на суть духовности, а не на догмы определенной религии. А духовность — одно целое, неделимое свойство выражающее суть человека независимо от нации и религии. Поэтому по своей духовной наполненности Абай не может принадлежать к какой-то определенной религии. Его духовность — это выражение Вселенского мироздания Души. И чтобы постигнуть ее, нам еще очень много надо работать над. Возможно множество параллелей между казахской и русской философией. И это понятно, так как и Россия и Казахстан являются представителями евразийской мысли. Здесь стираются границы Востока и Запада, рождая своеобразную культуру и философскую мысль. Абай считал, что первое достоинство философа — мудрость, которая и завтра будет озарять, греть своими лучами людей. Основы философии: учебное пособие. Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку. Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

  Комментарии к новости 
 Главная новость дня Главная новость дня 
Список инновационных проектов
Трогательное письмо парню
Конституция никиты муравьева краткое содержание
Статус про дочку и сыночка вместе
В номенклатуре дел документы систематизируются
Толкование сна рыба
Акт наданих послуг зразок 2015
Мебель златоуст каталог
Верещагин вид московского кремля
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Карта сайта
Расписание автобусов снежногорск мурманск 2015
Длина каналов зубов таблица
Где находится йельский университет
Нужна ли соска новорожденным
Пожелания стихи на день рождения
Воробьев крик краткое содержание